06.07.2011
Просмотров: 3287, комментариев: 1

ДЖИДА В ДАЛЁКОМ И НЕДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ (НЕМНОГО О ПЕТРОПАВЛОВКЕ)

В своей книге по истории Джидинского района «Джида  в далёком и недалёком прошлом» я рассказывал о первых поселениях казаков, в частности, о казачьих станицах «Желтура», «Цаган­Усун» «Боций», «Хулдат» и о некоторых других сёлах и улусах.  Однако о Петропавловке не было упомянуто ни единого слова. Конечно, это  несправедливо, так как Петропавловка занимает значительное место в жизни и судьбах многих джидинцев и играет важнейшую роль в политической, экономической, культурной жизни  района.

Но вот в чём вопрос.  В истории создания  самого села как такового  имеется много тёмных пятен, вернее сказать – здесь сплошное чёрное пятно. Недавно на сайте А.Т. Шишмарёва прочитал интересный материал о казаках  Шишмарёвых, основателей  села Петропавловка. Материал, бесспорно,  вызывает большой интерес. Однако, с другой стороны, мне кажется, он здесь многого не договаривает, а в некоторых выводах даже заблуждается. Возможно, у него под рукой не оказалось архивных данных. А с простых слов, с простых воспоминаний, не подкреплённых документами, вероятны неоправданные ошибки.

Так, например, он называет  Петропавловку   казачьей станицей. Но дело в том, что Петропавловка никогда не была станицей. Собственно, и села­то как такового не было. Вокруг Петропавловки, вокруг того места, где сейчас райцентр, были сёла. И, надо сказать, было их немалое количество. Так, например, напротив   так называемой заправки в восточной части села,  под бугром было село Лапино. С северной стороны, в Намаке, находилось несколько бурятских улусов с разными названиями – Шулюк, Мухудук, Цагатуй, Намак и другие. Ближе к маслозаводу   стояло село  Шишмарёво. А  на месте теперешней улицы Колхозной и  РТС  находилась  китайская колония, которую местные жители называли  «Деревушкой», по всей видимости, из­за того, что китайцы строили  небольшие, в человеческий рост, круглые фанзы.  Несколько китайских семей жили в Деревушке вплоть до 1950 года, занимаясь огородничеством и кролиководством.  История этих   сёл  неразрывно связана с  реками   Цагатуйка, Ичётуйка, Гэгэтуйка.

В те далёкие времена  они  были  полноводными, широкими и глубокими.  Во многих местах, например,  через Цагатуйку  невозможно было перебраться, так как ни бродов, ни переправ не было.  По  этим рекам казаки сплавляли лес для строительства мостов и изб с вершин падей.

Строительством  занимались в основном  казаки  Шишмарёвы, так как они были отменными плотниками. Наказной  атаман им  даже поручил  возведение  мостов через  реки. До 1880  года никакого села Лапшиново тоже  не было. Образовалось оно примерно в 1881 году, после сильного наводнения.  Тогда вода «пришла», как раньше говорили, от горы и до горы. После многодневных ливней  разлились реки Джида, Цагатуйка, Гэгэтуйка и Ичётуйка. Все  сёла того времени затопило, унося дома и имущество казаков и улусных бурят.

   После наводнения  несколько семей  Лапиных  не захотели селиться на старом  пойменном месте, которое постоянно затапливалось, и построились при въезде, на возвышенности. Так образовалось ещё одно  село, которое называлось Лапино Новое. Надо здесь сказать о том, что в те далёкие времена многие сёла, лишь за маленьким исключением, назывались по фамилиям их жильцов. Лапино, Пашинское, Аксёново, Шариново, Зайцево, Богданово, Халзаново и так далее, указывали на то, чья была деревня и в чьих руках  находились  земельные угодья.  Правда, сёла были небольшие ­ по 20­30 домов, но со своими традициями, со своими песнями и порой со своим своеобразным языковым произношением.

Позже в село Лапино Новое  по общей договорённости стали подселяться  семьи  Шишмарёвых, так как  наводнение Цагатуйки унесло  плодородную почву и огороды с их угодий.  Вот тут пошёл спор, как называть село. Шишмарёвы – народ гордый, не хотели жить в Лапино Новом, Лапины тоже гордые,  не хотели жить в Шишмарёво Новом. По общей договорённости  село стали называть Лапино­Шишмарёво Новое. Уже после постепенно прижился сокращённый вариант Лапшиново и с таким названием вошло во все документы того  времени.  Село теперь уже  не подвергалось наводнению и быстро стало расти. Чуть позже  в Лапшиново  переселились семьи Григорьевых, Вершининых  и других из казачьего Караула Булун­Ичётуй, деревень  Халзаново, Чермутай.

Далее события развивались следующим образом. И здесь уже они были связаны с именем Петропавловка. Ещё до 1880 года  Шишмарёвы построили небольшую церковь и освятили её именем святых  Петра и Павла. Она была построена на том месте,  где сейчас находится старое кладбище. Церковь хоть и небольшая, но действовала. Правда, настоятеля своего  у неё не было: один раз в  неделю на службу приезжал священник из Баян­Хосунской церкви. В церковных метрических книгах есть  записи, «Сегодня, с божьей помощью, отбываю в  Петропавловскую святоцерковь для отпевания покойника».  Церковь несколько раз горела. Её постоянно восстанавливали. А в 1920 году сгорела дотла.

Время было лихое, и на новую церковь  средств уже  не смогли собрать. Поэтому  была построена только часовня, которая просуществовала вплоть до 1936 года. Вблизи этой церкви  напротив  кладбища стояла почтовая станция, которая называлась  Петропавловка  (в документах ст. Петропавловская).  Станция состояла из постоялого двора (2 избы), конюшни, и  служила не только для передвижения почтовой корреспонденции, но и для передвижения пассажиров вдоль тракта. Обслуживали станцию З человека  – смотритель,  самоварный и ямщик. Станция просуществовала до 1915 года и впоследствии была перевезена  в Билютай   Возможно, вот это сокращение (ст.) ввело в заблуждение А. Т. Шишмарёва.  Он, видимо, счёл, что оно означает  станица. 

В 1935 году образовался  Джидинский район, и встал вопрос, где создать центр.  Долго выбирали место и, наконец, остановились на  Цагатуе.  Но тут произошла заминка с названием. Во­первых,  улусов с таким именем было несколько, а во­вторых, этому сопротивлялись коренные русские жители, казаки этих мест. Они выдвинули своё встречное предложение.  Вот здесь­то  как раз сыграли свою роль старейшины казаков Шишмарёвых, Лапиных, Григорьевых и Вершининых.  Делегация  от их семей прибыла в   Улан­Удэ с петицией и просьбой назвать райцентр Петропавловкой, то есть по имени существовавшей  когда­то церкви. 

Это название  и было утверждено и вошло во все документы  обкома КПСС и Совета Министров  Бурят­ Монголии. Однако ещё долго райцентр называли Цагатуем, особенно люди пожилого возраста. Первые дома в Петропавловке  появились в 1936 году по улице Ленина. Для общественных зданий сюда были  перевезены  строения  Гэгэтуйского дацана. Они сохранились до сих пор.  

Алексей  Елисеев  писатель.

Комментарии

Убедительно прошу предоставить ссылки на основополагающие исторические материалы, на основе которых автор излагает свою версию о происхождении села Петропавловка . Считаю материалы мало соответствующими действительности и имеющимся архивным матералам.

Шишмарев А.Т.
28.01.2012, 22:04
Оставить комментарий