20.10.2013
Просмотров: 1875, комментариев: 0

"Картофельный бум" затих…

Джидинский район Уборка и реализация картофеля и овощей

С наступлением осени  в сельском поселении «Нижнеторейское», куда входят 3 села: Нижний Торей, Шартыкей и Хулдат, начинается «горячая пора» – уборка и реализация картофеля и овощей. Некоторые семьи возлагают большие надежды на то, что их труды окупятся, поскольку выращенная продукция для них – единственный источник живых денег.

– Живем картошкой. Все, что нам привозят, берем на нее. По 300 – 400 рублей продавали, меняли на продукты: 3 мешка картошки – мешок муки, 7 мешков картошки – мешок сахара. Сами мы не можем увезти ее, себе дороже будет, т.к. машины нет. А те, кто закупает, относятся к нам по­ хамски: мешок рассыплют на землю, мол, посмотреть надо. И уходят.

– Никогда у нас плохого урожая не было. Думали, вообще не родится, т.к. градом побило, но все равно накопали 160 мешков картофеля на двух усадьбах. Часть продали, часть на муку обменяли. В подполье у нас камаз картошки входит, но боимся, что весной не сможем продать, – рассказывает Е.А. Иванова.

И не только картофель и овощи, но и мясо не могут реализовать нижнеторейцы в связи с бруцеллезом. В школу собрали детей кто как смог.

– Люди­то у нас хорошие, откликаются на все. К примеру, недавно одна бабушка Гемогеева Александра Петровна пришла в администрацию, принесла деньги – помощь пострадавшим от наводнения жителям, – рассказывает В.М. Мельникова, глава СП «Нижнеторейское». – Хочется, чтобы и к нам власть повернулась лицом.  

Одна из пенсионерок села З.Р. Смолина весной пережила большое горе: умер муж, а после сгорел большой добротный дом. Картофель садит  она 20 мешков, накопала много, но продать не смогла, обменяла на муку, масло и т.д. Две соседки всю жизнь проработали в совхозе. Жизнь нелегка, но они не унывают. Некоторые из сельчан рассказывали о том, что им привозили плохую муку.

В восьмидесятые годы в Торее был знаменитый совхоз «Торейский», гремел на всю Россию конный завод, где разводили племенных тяжеловозов, работала большая птицефабрика. У торейцев была работа, и только небольшая часть жителей занималась тогда своим подворьем. Сегодня официально работают лишь те, кто числится в бюджетных организациях: на почте, в школе, отделении электросвязи и лесничестве. Основная часть жителей надеется только на себя и свой огород, но они полностью зависят от уровня цен на сельхозпродукцию. Даже продав сто мешков картофеля по предлагаемой цене, невозможно растянуть полученную сумму на семью из нескольких человек до следующего урожая.

Конечно, сегодня «картофельная» тема, можно сказать, устарела. Еще 10 лет назад бывший тогда главой поселения И. Д. Москвитин пытался «достучаться» в вышестоящие инстанции по поводу сбыта продукции. А воз и ныне там.  В г. Улан­Удэ рынок заполонен китайскими овощами, правда, с химическими добавками, но дешево, потому горожане не спешат закупаться в деревне. А зря!

И хотя «картофельный» бум в Торее затих,  неприятный осадок от него остался в душах сельчан.

Таисия Пашинская.

 

Комментарии