14.02.2017
Просмотров: 2709, комментариев: 0

Наш папа - наш герой

Джида Хороших Иван Ильич

С фотографии, которая бережно вставлена в рамку, смотрят на нас до боли родные и любимые лица наших родителей. Мысленно мы часто обращаемся к ним за мудрым советом, и они нам всегда помогают.

1-­го февраля нашему папе Хороших Ивану Ильичу исполнилось бы 100 лет. И поэтому со страниц газеты нам бы очень хотелось о нем рассказать.

Детство его прошло в с. Ангархай. В семье он был самым младшим, пятым ребенком. Все, что было лучшее, все доставалось ему. Мать очень его любила. Рос подвижным , веселым и добрым мальчиком. И как сын через всю свою жизнь он пронес трепетную любовь к своей матери. С такой нежностью и со слезами на глазах он вспоминал ее.

Но детство закончилось для нашего папы рано. Когда ему едва исполнилось 11 лет, умер его отец. Окончив 3 класса, он вошел во взрослую жизнь: вся домашняя работа легла на детские плечики, заготовка дров и зимой, и летом. Ведь света тогда не было, и печь топили ежедневно круглый год для того, чтобы приготовить еду и самим не замерзнуть. Старшие братья и сестра в то время жили уже отдельно в разных местах, так что помощи ждать было неоткуда.

Позже заболела мать, и ему пришлось идти работать в колхоз. Там работал на трудодни за кусок хлеба.

Но, как говорится, беда не приходит одна. У матери начались осложнения – отнялись ноги, а затем наступила полная слепота. Но несмотря ни на что, ее любимый сын успевал все: делал всю работу по дому, следил за хозяйством, без которого не проживешь, и самое главное – не оставлял маму, ухаживал за ней.

К 19­ти годам он из маленького хрупкого мальчика превратился в красивого, высокого юношу. К тому времени он присмотрел красивую девушку, черноглазую с длинной черной косой. Да и украл, можно сказать, ее из семьи. Этой девушкой была наша мама. Ей тогда было всего 17 лет. Она была воспитана в хорошей многодетной семье. Умела делать все: и хлеб испечь, и хозяйство вести, и связать, и сшить.

Родители зарегистрировали свой брак в ЗАГСе, сыграли свадьбу. Да и зажили молодые на славу. Через год родилась у них дочь Анна. В это же время папу призывают на службу в армию. Мама осталась одна со слепой свекровью и грудным младенцем. Но у нее хватало сил на все – и дома управиться, и в колхозе работать.

Прошло 2 года. Муж вернулся домой. Но не успел даже подлатать покосившееся хозяйство. Началась Великая Отечественная война, его призвали на фронт. Сначала направили в Монголию на строительство железной дороги, а затем на курсы командиров в г. Читу. После учебы, осенью, был командирован на передовую, на Украину – Первый Украинский фронт. Маршал Конев был командиром. Папа 5 лет воевал там. Он своими глазами видел смерть, предательство, боль и радость бойцов. Рассказывал как староста, избранный немцами из числа населения Украины, выдавал сведения о своих соотечественниках, о семьях, мужчины которых служили в рядах Красной Армии или занимали какой­либо пост в администрации. Эти семьи были полностью уничтожены – сожжены или повешены.

Мы были детьми, сидели и слушали. Наивно полагали, что отец нас просто пугает. А сейчас сами видим и слышим о том, что там творится.

Папа служил командиром­разведчиком. Дали ему задачу – достать «языка». Они ночью добрались до деревни, которая была заполонена немцами. В ожидании удобного момента они закапывались в землю: в свежие могилки на близлежащем кладбище. Так дожидались следующего вечера. А в таких условиях нельзя развести костер, чтобы согреться. И это могли вынести только сибиряки. В один из вечеров они взяли в плен майора, который ехал на машине. Но он оказался таким тяжелым: был весь закутан в теплую шаль, на ногах валенки. Снег был глубоким, пробирались лесом, где снег еще глубже. А этот майор идти не может, а нужно передвигаться быстро. Когда уже привели его в штаб, то со всех солдат пот лился градом. А немца еле отогрели, но узнали у него много важных сведений. После чего развернули наступление с другой стороны.

Через что только не пришлось пройти нашим солдатам. Папа и замерзал, и обжигался, когда освобождал людей из горящих помещений, ведь ему на руках приходилось выносить их. Он тонул, когда с двумя бойцами форсировал Днепр, чтобы определить местонахождение боевой точки, действующей с другого берега. Один доплыл, дал сигнал – и этим вызвал на себя огонь. Закопался в овраге, а над головой летели ракеты, сметая и сжигая все на своем пути. Он вышел из укрытия, ничего не видя и не слыша. Нашел плот и вернулся к своим.

Много чего рассказывал нам отец. Что­то и мы уже стали забывать, но хочется еще рассказать своим внукам. Ведь и они должны знать и помнить.

Служил папа под Курском, участвовал в боях за освобождение Киева, Житомира, Рамодана, Польши. По дороге в Берлин в г. Бреслау был тяжело ранен, контузия, 17 суток в коме. А когда он очнулся, то услышал, что все кричат: «Победа!», обнимаются и целуются.

Вернулся домой, где его встречал сын, о котором он и не знал. Обнял и поцеловал свою мать, обнял сына и спросил: «Ну, а где твой папа?» ­ на что тот ответил: «Мой отец погиб на войне, он убивал немцев». Домой пришла похоронка на папу, но, к счастью, это оказалось неправдой. Отец был ранен и попал в плен, откуда его и других освободили войска Красной Армии. Мама с Аней ездили в больницу в Лапшиново, узнав о том, что папа жив и вернулся домой, развернули своих быков и поехали обратно. Там его уже встретили соседки, раньше люди в деревне жили очень дружно. Женщины натолкли лебеды и постряпали оладьи на плите, накормили солдата.

Папа вернулся весь в ранах, в легком у него остался большой осколок от немецкого снаряда, который он пронес через всю жизнь.

Когда мы были детьми, писали сочинения в школе, то слово «герой» у нас ассоциировалось с нашим папой. Потом уже наши дети писали о нем, а теперь и внуки.

Отец ласково называл маму Александрушкой. В этом и вся любовь, как говорил он.

За время войны папа был награжден двумя медалями «За отвагу» (1943, 1944 гг.), орденом Славы III степени (1944 г.), орденом Великой Отечественной войны, посмертно орденом Красной Звезды.

У отца есть награды и документы к ним, которые мы бережно храним. За что были вручены награды мы не знали. В Интернете есть сайт «Подвиг народа», где подробно рассказано о наградах ВОВ, там мы и смогли получить исчерпывающую информацию.

Отец никогда не хвалился своими наградами. 9 Мая для него был не просто праздник, не просто День Победы – в этот день он с особой грустью смотрел на свои медали и думал, наверное, о том, о чем никогда никому не говорил.

Отрадно, что наша семья очень трепетно и уважительно относится к истории семьи, истории отца, истории войны. Мы – дети Ивана Ильича Хороших, его внуки и правнуки по праву гордимся им. Наш отец является своего рода связующей нитью, которая протянута сквозь поколения. К нашему глубокому сожалению, наших родителей нет с нами, но память о них жива в наших сердцах – она как огонь, согревающий душу и дающий надежду на лучшее.

Н. Дуракова, дочь.

Комментарии