17.10.2012
Просмотров: 2016, комментариев: 0

Наша новая школа

Наша новая школа

С 13-14 октября 2012 года в г.Улан-Удэ проводилась  очная экспертная сессия по реализации программы повышения квалификации «Технологии реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» для работников опорных школ стажировочной площадки Республики Бурятия». В экспертной сессии приняли  участие более 100 человек, в том числе представители органов исполнительной власти, осуществляющих управление и контроль в сфере образования, регионального и муниципального уровней, потребители образовательных услуг, руководители образовательных учреждений, представители общественных и негосударственных организаций, имеющих отношение к оценке качества образования.

Из нашего района  выезжали зам. начальника МКУ Управление образования М.М. Дугарова, гл. экономист Т.В. Доржиева, зам. директора по НМР В.Ц. Чойбсонова, зам. директора по ВР  МАОУ «ПСОШ №1» И.О. Бардаханова. С просьбой рассказать о данном мероприятии мы обратились к заместителю директора по научно-методической работе В.Ц. Чойбсоновой. И вот что она рассказала:

- С  докладом «Стратегии развития региональной системы образования» выступил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Основная проблема специалистов, занимающихся вопросами оценки качества образования, по мнению Александра Адамского, состоит в том, что они не понимают, как обеспечить достижение образовательного результата ресурсами.

Касаясь вопроса кадрового обеспечения модернизации, докладчик отметил, что штатное расписание является прерогативой исключительно  образовательного учреждения. «Никаких “примерных штатных расписаний” больше нет, - отметил он. - Сколько нужно и каких работников для реализации ФГОС, в рамках выделенных средств, решает самообразовательное учреждение». В этой ситуации, важно добиться доведения средств по нормативу в полном объеме до образовательного учреждения.

«Реализация образовательной деятельности образовательного учреждения должна быть связана с муниципальным заданием, - подчеркнул эксперт. Современное муниципальное задание должно обеспечивать достижение результатов ФГОС. В нем должны быть учтены те виды деятельности учителя, которые позволяют достичь этих результатов, и рассчитаны и заложены финансовые средства на обеспечение этих видов деятельности.

Еще один тезис, прозвучавший в докладе Александра Адамского: «Эффективность расходования бюджетных средств напрямую зависит от уровня самостоятельности и автономии ОУ». Самостоятельность школ, таким образом, является краеугольным камнем модернизации.

С  докладом «Финансово-экономические аспекты управления развитием качества образования» выступил первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков.

В своем выступлении эксперт определил круг вопросов к обсуждению, главным стал вопрос финансово-экономических аспектов управления развитием качества образования. Определены 3 позиции: 

Неопределенность в системе оценки качества образования  препятствует адекватному финансированию системы образования; неопределенность в системе оценки качества образования обесценивает труд работников образования. С другой стороны, по мнению Романа Селюкова, риски могут стать возможностью для развития модернизации образования. Стоимость достижения результата учителя должна быть прозрачнее; механизмы нормирования оплаты всех видов деятельности учителя: урочная и внеурочная работа; стимулирование учителей по результатам труда, т.е. платить надо за то, что учитель любит делать. Если за это не платить, то результаты не должны быть оцениваемы.

Понимание качества образования неразрывно связано с социализацией:

Социализация – ключевая задача системы образования, и качество образования определяется именно тем, насколько ребенок успешно себя реализовал, на пользу людям и себе.

Через социализацию учащийся, получив новое знание, умение, навыки, освоив некоторые способы деятельности, уже самостоятельно,  в том числе силами образовательных результатов достигает некие вершины развития личности. 

Построение электронной среды должно обязательно сочетаться с формированием представления об этом у участников деятельности внутри нее. Александр Адамский подчеркнул, что если среда будет, а представления о ней - нет, то мы будем действовать «вслепую». В этом смысле представления об электронной среде – своего рода техника безопасности. Сейчас именно стажировочные площадки должны спроектировать эти представления, спрогнозировать то, какие изменения произойдут в школе с формированием электронной среды.

Еще год-два, и школьные ПК можно будет выбрасывать как не соответствующие времени. Ориентироваться нужно не на покупку дорогого оборудования, которое уже через полгода устареет, а на модель BYOD (BringYouOwnDevice - „принеси свое устройство“).

Основные выводы, сделанные Александром Адамским по итогам доклада:

Электронная система автоматически связывает образование с инновационной действительностью.

Электронная система требует комплексного подхода от учителя в его деятельности.

Электронная система не усиливает традиционные результаты образования, а формирует новые.

С докладом «Требования ФГОС к условиям обеспечения образовательного процесса как предмета  общественной экспертизы ОУ» выступил эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Владимир Бацын.

Владимир Бацын отметил, что без участия общества  современная школа не в состоянии дать детям  образование, соответствующее требованиям ФГОС. На чем основана эта уверенность? При попытке выхода за рамки образования, неумолимо возникает вопрос: где возникают разговоры и определенные мнения о  качестве образования.  Представления о качестве образования рождаются не в самой школе, далеко не  в системе образования.

Основная образовательная программа (ООП) - описание сред и пространств, которые мы конструируем для детей, и, находясь там, они окажутся в системе различных деятельностей, будут развивать свои компетентности, что является в конечном итоге социализацией. Мы не напишем хорошую ООП только в рамках пространства школы, так как социализация в стенах школы практически невозможна. Задача школы, определяющей пространство социализации детей, решать проблемы не только силами учителей, но и общественности. 

 Очень важны детские пробы, их включенность в деятельность. Детскими пробами, называемыми культурой синтетической деятельности могут быть хобби, театр, экскурсии, написание сценария, создание фильма, изобретательство, конструирование, дизайн собственного жилья, культурой успешности, культурой социальных практик  (волонтерство, акции, смена социальных ролей, социальное проектирование, исследование и др.).