27.11.2019
Просмотров: 207, комментариев: 0

Сохраним самобытную культуру родного края!

Бурятия является родиной бурятского народа, землей, на которой жили наши предки многими столетиями, основным и духовным центром всего бурятского народа. Вопрос сохранения культуры, сохранения языка, сохранения сел и традиционного уклада жизни сегодня обретает особую актуальность. 

 В рамках претворения в жизнь проекта хамбо - ламы Дамбы Аюшеева, главы Буддийской Традиционной Сангхи России по сохранению бурятской этнонациональной культуры село Алцак посетили  гости из г. Улан -Удэ: председатель  Землячества  Джидинского  района Батуев Ж.Д., представители  Землячества  В. Б. Базаров ,  З.Г. Тумуров,  В. Бадмаев,  С.М. Филиппов,  диктор FM- радио  С.Г. Добчинов,  ширээтэ – лама Сартуул-Булагского дацана Б. Раднаев  и другие.

  Следуя традициям наших предков, мы встречали гостей по всем правилам  гостеприимства: подношением хадаков с белой пищей, приветственной песней, благопожеланиями. В этой роли, наверное, нет равных нашим участникам ансамбля «Дэбэсэнэм», покоряющего своим искусством города и страны. После церемонии встречи  глава СП «Алцакское» Ольга Октябрьевна  Дугарова пригласила всех пройти в здание нашего сельского клуба.

   Здесь вниманию гостей была представлена выставка изделий  из овечьей шерсти, выделанной шкуры овец,  кожи домашнего скота и диких зверей:  конская упряжь, одежда, обувь, охотничья  утварь и многое другое. Наши односельчане всегда занимались животноводством, и до сих пор продолжают дело своих предков. Соответственно, и питаются натуральными  продуктами, полученными от домашнего хозяйства. Шерсть, шкуры, мясо, молоко обрабатывают  способами, известными издавна. Обработка шерсти и шкур овец – один из древних видов  ремесел. Шкуры овец сопровождали бурят на всех этапах их жизни – от рождения до старости. Одежда и предметы быта из овечьей  шкуры удобна, практична, экологична, защищает человека от холода, снега и ветра. Хотя многое из представленных  вещей было вытащено из сундуков, хранителям мастерства   нашего села и сейчас известны все способы обработки изделий из  шерсти и кожи. Издревле  мужчины нашего села были охотниками, поэтому  многое из этих изделий находит своё применение  у них до сих пор, ведь жизнь в лесу без теплой и легкой одежды  немыслима.

   В этот день были  продемонстрированы  мастер- классы   по традиционному валянию шерсти и изготовлению из нее войлочного коврика (Гомбоева Л.Д.), по выделке шкуры вручную (Балданова И.А.), а также  с помощью двух палочек (мушкалаа), путем закручивания и растягивания  (Батуева Е. М), прядению шерсти на веретене (ээрγγл, Цыбденова Д-Х.). Увлечение современных рукодельниц -  технику валяния шерсти или  фелтинг продемонстрировала Л.В. Раднаева. На выставке можно было увидеть поделки, выполненные по этой технике: игрушки, тапочки, разноцветные коврики с национальным колоритом, всевозможные  аксессуары.

 Также были проведены мастер -классы по изготовлению традиционных национальных блюд, это: саламат из муки, сметаны и масла (Раднаева Г.Ж)., взбивание айрага из кислого молока, а в конце – снятое  масло ( Цыбденова Д-Х.),  боовы, приготовленные из сдобного теста, прожаренного в кипящем масле ( Жигжитова В.Б.). Здесь же, за гостеприимным столом, гости  отведали эти блюда с пылу, с жару.

  Затем наши гости  посмотрели  вертящуюся  кожемялку - эрьюулгэ во дворе Жаргалова  З.Р.,  посетили молодого мастера по дереву Осорова Л.В., взяли интервью у начинающего работника по  выделке шкур  Балданова Б.С., который рассказал о способах технологии обработки шкур. Также посетили   старейшину  нашего села, бесценного знатока и носителя фольклора, уважаемого  и  постоянного консультанта народного фольклорного ансамбля «Дэбэсэнэм» Буянтуева М. Р.

  Уезжая, гости  поблагодарили присутствующих за оригинальную выставку, за демонстрацию мастер – классов, говорили о  необходимости использования ремесел в быту, возрождения исконно традиционного животноводства в целях сохранения самобытной культуры родного края,  передачи этнокультурных ценностей подрастающему поколению.

 

 В. Жигжитова,

зав.  Алцакской поселенческой библиотеки.

 

Комментарии