погода
Выбрав не по-женски трудную профессию…
На страницах нашей газеты мы чаще рассказываем об учителях, врачах, культработниках. А сколько еще очень важных и интересных профессий, о которых мы вспоминаем лишь по календарю дат. И за каждой из них стоят люди, увлеченные своим делом. Одна из древних и благородных профессий – ветеринар. Говорят, что врач лечит только людей, а ветеринарный врач лечит всех живых существ.
С того времени, как люди одомашнили первых животных, появилась надобность за ними ухаживать, лечить. Работа ветеринара – не из легких, поскольку таит в себе и опасность, и трудности. И здесь нужны не только полученные знания, но и также крепкие нервы и сила.
Вот такую не по-женски трудную профессию выбрала после окончания школы Татьяна Никитовна Крючкова, поступив в сельскохозяйственный техникум им. Ербанова. Получив специальность ветфельдшера, девушка приехала домой, пришла на ветстанцию. С тех пор вся жизнь ее была связана с животными. И что бы ни происходило в те годы, она ни разу не сомневалась в правильности своего выбора. Вот что она сама говорит об этом.
– Получив диплом об окончании техникума в 1983 году, я пришла устраиваться на работу в ветстанцию. Руководителем в те годы работал Булат Андреевич Будажапов. Работы у ветеринаров было много, поскольку все хозяйства района – колхозы и совхозы, конзавод «Торейский», птицефабрика– и частный сектор содержали скот. Но вакансии на ветстанции не было, и меня направили на участок в Нижний Торей. Заведующей в те годы там работала знающая свое дело в совершенстве Виктория Васильевна Тюткина, прекрасный человек. Она была моим наставником, обучала меня всему на практике. Трудностей, конечно, хватало. Бичом животноводства были чесотка, некробактериоз, стригущий лишай, диспепсия, а лекарств и вакцин, таких, как сейчас,– антибиотиков широкого спектра действия, – не было. Лечили животных мазями, купали даже зимой. Ездили мы и на птицефабрику, помогали проводить там туберкулинизацию птиц, поголовье было большое, надо же поймать каждую курочку.
Работа моя мне нравилась, и, быть может, я так бы работала и дальше. Но моя семья, муж Михаил и маленький сынишка, жили в Петропавловке, поэтому мне пришлось переехать домой. Некоторое время я работала в сельсовете ветфельдшером. В1993 году меня пригласили в ветстанцию, где главным ветврачом работала Лидия Васильевна Жаркой. Меня назначили заведующей аптекой и ветфельдшером. С тех пор так и работаю.
– Татьяна Никитовна, с чего начался Ваш путь в профессию? Ведь, если честно, далеко не каждый сможет заниматься лечением животных. Эту работу, наверное, надо не просто любить, а вкладывать душу, чувствовать интуитивно, где что болит у четвероногого пациента или птицы и как им помочь. Что подтолкнуло Вас сделать именно этот выбор однажды и не изменить ему до конца?
– Думаю, каждый человек должен заниматься своим делом, тогда и результат будет. Поработав первые годы, я поняла, что это мое, и другого не надо. Наверное, потому что по характеру я человек земной, а животных люблю, ведь они такие же, как люди, все понимают, только не говорят. И трудовой путь мой начался, прежде всего, с желания работать, лечить животных. Конечно, в нашей работе всякое бывает. К примеру, пациент может покусать, поцарапать или лягнуть копытом. Но нам нельзя показывать свой страх. Ведь животные чувствуют, когда их боятся, и будут ещё больше сопротивляться манипуляциям. Тут, конечно, опыт общения с братьями меньшими и сноровка очень даже нужны. Ну а еще – знания и умения, от которых зачастую зависит чья-то жизнь. И в 2007 году я поступила в сельхозакадемию, выучилась и получила специальность ветврача. С тех пор совмещаю работу врача и фармацевта: на вызов выезжаю, а после лекарства в аптеке выдаю. В общем, без работы мы не сидели никогда, даже в перестроечные годы. Коллективные хозяйства исчезли, а частный сектор по-прежнему держит свиней, кур, ЛПХ, КФХ. Люди звонят в любое время, заказывают лекарственные препараты. Потому день порой получается ненормированным.
– С появлением новых лекарственных препаратов, вероятно, облегчился труд ветеринара, и стало меньше заболеваний животных?
– Действительно, лекарственные препараты нового поколения более эффективны и действенны: один укол поставишь и все. Но заболеваний все-таки меньше не стало, как и работы ветслужбе. Особо распространены сейчас некробактериоз, гельминтозное заболевание– телязиоз крупного рогатого скота, стригущий лишай, который бывает и зимой. Стараемся не допускать случаев ЧП, проводим профилактические мероприятия весной и осенью. Но не всегда получается так, как хотелось бы. К примеру, был тяжелый случай с бруцеллезом скота, вследствие этой эпидемии было ликвидировано все поголовье скота в селах Оер и Тохой.
Вот так и живем. В бесконечной работе и заботе о семье незаметно пролетели годы. Муж работал электромонтером в ЭТУС, подрастали сыновья, помогая управляться с домашним хозяйством. Сегодня все трое сыновей живут в г. Улан-Удэ своими семьями, подарив нам 8 внуков. А с нами живет моя мама –Нина Маркеловна Кавелина.
В завершении хочется поздравить всех ныне работающих коллег и наших уважаемых ветеранов с нашим профессиональным праздником, который отмечается в конце августа. Крепкого вам всем здоровья!
– Спасибо за интервью.
Последние комментарии