29.02.2012
Просмотров: 4642, комментариев: 0

Сергей Пашинский: Мечта как крылья

Сергей Пашинский: Мечта как крылья

Из биографии. Сергей  Миронович  Пашинский родился в 1962 г. в с. Петропавловка  Джидинского района. Мастер спорта СССР. Заслуженный работник физической культуры РБ. Серебряный призер чемпионата РСФСР. Неоднократный чемпион международных турниров. Трехкратный абсолютный чемпион республиканского Сурхарбана. Меценат года - 2006.  Депутат Народного Хурала РБ двух созывов. Генеральный директор ООО  «Гарантия-2».

В середине 70-х годов прошлого века аксакал вольной борьбы Бурятии Василий Гармаев на одном из юношеских состязаний затеял спорт со своим коллегой Нимой Ивахновым на счет будущего паренька из Петропавловки. Со  свойственным ему напором  Василий Енхоевич, указывая на Сережу Пашинского, заявил, что делает ставку на этого рослого, сухопарого паренька: «Увидишь, Сережа далеко пойдет, есть у  мальчишки характер, а это в борьбе главное». Прошли годы.   Предсказание генератора спортивных идей сбылось. Подававший надежды  джидинский паренек превратился в именитого борца, а спустя годы    в импозантного, атлетически сложенного, уверенно стоящего  на ногах мужчину, имя которого на слуху. Это известная личность в новой истории Бурятии – Сергей Пашинский, депутат Народного  Хурала. Политик, руководитель динамично развивающегося сельхозпредприятия. В канун своего золотого юбилея  Сергей Миронович дал  эксклюзивное интервью газете.

 – Сергей Миронович,  в кого Вы такой – крепкого телосложения, как говорится, не из робкого десятка?

 – В  моем роду богатырей особых не было, а борьбой я среди Пашинских  стал первым заниматься. Мои предки до седьмого пота пахали на родной земле, отличались трудолюбием и отвагой.

Примерно два века назад первый их джидинских  Пашинских  обосновался в благодатной золотой долине, а затем прадед Сергея Мироновича по отцовской линии казак Кирилл принимал присягу на верность Отчизне. Всю жизнь проработал в колхозе бухгалтером его дед Кирилл Кириллович, он был грамотным человеком, знал бурятский язык. Его прадед по  материнской линии Иван Патрушев воевал в Порт-Артуре, там же и похоронен. И его имя увековечено на памятнике павшим воинам. А его дед Николай Патрушев тоже отличатся храбростью:  он – солдат Победы – награжден двумя орденами «Красной Звезды», дошел до Берлина. Бабушка Ирина Ефимовна, передовая колхозница, испытала все тяготы военной и послевоенной поры. Не покладая рук трудились на малой родине его родители:  отец Мирон Кириллович был крепким работящим мужчиной, всю жизнь проработал водителем. А мама Клавдия Николаевна, отличник народного образования,  43 года трудилась учителем биологии и химии. В ее трудовой книжке всего одна запись – Петропавловская средняя школа, у нее сотни учеников.

 – Не всем известно, что в детстве Вы занимались различными видами спорта…

 – В школьные годы я увлекался гимнастикой. Играл в волейбол. Кстати, в составе юношеской сборной команды республики несколько раз выезжал на соревнования по юношам младшего возраста. Потом меня заметил Василий Енхоевич Гармаев и показал несколько борцовских приемов. А энтузиасты спорта Александр  Лубсанович  Дагдунов,  Николай Цыденжапович Гомбоев и Владимир  Федорович Бальчугов переубедили меня. И я с 7 класса стал серьезно заниматься вольной борьбой. Азбуку сильных и мужественных людей я  осваивал в  спортзале  СПТУ под руководством моего первого тренера Анатолия Михайловича Цаганова.

 – Впервые увидев Вас на ковре,  Анатолий Михайлович отметил: «Из этого парня  будет толк…»

– За три года занятий в секции А.М. Цаганова я «подрос», в 16 лет стал первым «на республике». В 9 классе я хорошо отборолся «на зоне» и вместе с Владимиром Актиновым и Сергеем Галсановым завоевал путевку на финал первенства России.

 Сергей Миронович,  а правда, что на одном из юношеских состязаний Вас заметил трехкратный олимпийский чемпион Александр Медведь и пригласил Вас к себе в г. Минск?

– Было такое заманчивое предложение со стороны прославленного советского богатыря. Но я наотрез отказался переехать в Белоруссию. И нисколько об этом не жалею, не зря же говорят: «Где родился, там и пригодился».

– По рекомендации А.М. Цаганова  Вы поступили на спортфак БГПИ и стали тренироваться под началом ныне заслуженного тренера России Валерия Иванова…

 – Так и было. Конечно, я пришел к Валерию Николаевичу не зеленым новичком. Попал  в сильную борцовскую среду и в его группе столкнулся с совершенно другим уровнем тактической, технической и физической подготовки. Каждая тренировка под началом большого тренера обязательно приносила что-то новое. Как говорят борцы, Валерий Николаевич «сел  на меня плотно и семь лет капитально меня загружал». Валерий Николаевич – помимо того, что тренер от Бога, педагог с большой буквы. Он делал все, чтобы его ученики становились не только классными борцами, но и уважаемыми, порядочными людьми. Я безмерно  благодарен ему за то, что он сделал меня.

 – В начале семидесятых годов Вы, а также  Баир Гомбожапов, Валерий Абзаев и другие борцы составляли костяк сборной команды и на протяжении 5- 6 лет были в ней первыми номерами.

 – В те годы наблюдался всплеск вольной борьбы Бурятии. Нам, «сборникам», представляли талоны на питание, я жил в комнате общежития на Сухэ-Батора бок о бок с моим ближайшим другом, мастером спорта Андреем Туракиным, ныне успешным предпринимателем. В студенческие годы мне с друзьями, чтобы подзаработать, приходилось и вагоны разгружать, и ходить в тайгу за кедровым орехом.

Под  началом  В.Н. Иванова перспективный Сергей Пашинский стремительно прогрессировал, рос во всех смыслах этого слова. Сергей «пахал»  на ковре до седьмого пота и выходил на каждую схватку с огнем в глазах. Иначе было  нельзя:  ведь в его весовой категории была жесткая конкуренция. Поначалу там безраздельно господствовал легендарный Олег Алексеев.  Грозными соперниками были Михаил Елбаскин  и, конечно,  Геннадий Махутов.  Как признался Сергей Миронович,  Г. Н. Махутов передал ему бесценный опыт, который помог ему выйти на всероссийскую, всесоюзную и международную арену.

  В один из летних дней  1982-го  в зале «Динамо» стоял невообразимый шум. Говорят, Вы тогда дали бой именитому визави?

– В тот день я в финале республики  «схлестнулся» с лидером бурятских «вольников» Олегом Алексеевым  (его поставили  бороться в более тяжелую весовую категорию,  а я в весе 90 кг уже закрепился) и выиграл у прежде непобедимого в республике борца по баллам. Поэтому и была такая эйфория.

В том же  году в финале на «вооруженке» среди молодежи Сергей Пашинский убедительно обыграл будущего олимпийского  чемпиона и чемпиона мира среди «тяжей»  Давида Гобеджешвили со счетом 9:1. А еще в активе Сергея Мироновича – победа над другим олимпийским чемпионом – румыном В. Пушкашу, чемпионом Европы Робертом Тибиловым, титулованным А. Даудовым, Казибековым, Размедзе.

 – Много шума Вы наделали в 1989 году, победив в финале за «абсолютку» республиканского Сурхарбана самого Бориса Дугдановича.

 – Первыми с победой тогда меня поздравили ребята из моей бригады. Второй раз абсолютным чемпионом Сурхарбана  я стал в 1999 году, поочередно одолев Очира Дамдинова, Мунко Мункожаргалова и Дмитрия Балдаева. Кстати, я трижды подряд выигрывал турнир  на бурятской борьбе в Гэгэтуе, который проводит мой знаменитый земляк М.Р. Чойбонов. 

 – Приходилось ли Вам применять силу вне борцовского ковра?

 – Люди, конечно, понимали, с кем имели дело и старались не конфликтовать с нами, спортсменами. Бывали случаи в общежитии: как известно, студенты    горячие молодые люди. Случалось, что приходилось постоять  за себя на улице. Свою бурлящую через край энергию  мы выплескивали на ковре. Кстати,  в детстве моя физическая подготовка помогла мне спасти тонувшего в реке друга.

 – А как было насчет того, чтобы пропустить стопку - другую где-нибудь в кафе?

  С этим у нас, спортсменов, было строго и нам некогда  было этим заниматься. На первом плане всегда стояла дисциплина. И тренеры нам поблажек не давали. Крайне редко после больших побед все вместе с командой делали несколько глотков шампанского, и этим все ограничивалось.

 – Известно, что Вы  служили в армии –  где, в  каких войсках?

   В армии после окончания БГПИ служил с 1983 по 1985 годы в спортроте в Чите. В армейский период я продолжал заниматься вольной борьбой. Выступал на двух первенствах Союза, становился чемпионом Вооруженных Сил СССР среди молодежи. Кстати, служил  вместе с моим другом, ныне заслуженным  тренером России  Юрием Сандаковым. После армии  женился и по совету Василия Енхоевича,  чтобы  получить квартиру, устроился работать  плотником -бетонщиком. В бригаде, которой руководил Сергей Михалев, на ТЭЦ-2  я трудился 6 лет. К сожалению, началась перестройка, и квартиру я так и не получил: моя очередь в начале девяностых остановилась под номером 15. Зато мне довелось поработать с людьми, узнать, что такое суровая мужская мудрость. Словом, прошел хорошую жизненную школу.

  Специалисты считают, что  Вы рановато «завязали»  с большим спортом.

  Сейчас я жалею о том, что в 1988 году завершилась моя борцовская карьера. Надо было еще несколько лет побороться, глядишь, и заветный норматив «международника»  выполнил бы. Я не раз становился победителем международных турниров (дважды завоевывал «золото» турнира на призы газеты «Сельская  жизнь»), но не смог войти в пятерку на  Союзе, где не бывает слабых соперников. Если пройдешь круг на чемпионате СССР, то это уже серьезно.

– Что помогло Вам  выстоять в лихие девяностые?

– Прежде всего, уверенность в собственных силах. И это идет от спорта, который воспитывает в человеке такие качества, как целеустремленность, настойчивость в  достижении целей, умение терпеть.

– В известной песне про борцов есть такие слова: «… и жизнь готов отдать за друга своего»…

 – Я 12 лет отдал большому спорту, вольной борьбе. Поэтому для меня много значат  такие глубокие по смыслу понятия, как борцовское братство, борцовская семья.  Я многое вместе с другими борцами прошел, выстрадал. Ценю нашу борцовскую дружбу. Мы,  борцы, всегда готовы прийти друг другу на помощь. Я дружу, плотно общаюсь с моими друзьями, коллегами  по борцовскому цеху, уважаемыми людьми  Андреем Туракиным, Анатолием  Лезновым,  Юрием Сандаковым. Нам есть о чем поговорить,  что вспомнить.  Я в курсе дел сборной Бурятии. По возможности помогаю  «сборникам»  из Джиды.

 – Многие задаются вопросом:  зачем надо было успешному бизнесмену Пашинскому «впрягаться» пусть в благородное, но достаточно рискованное  дело – заняться сельским хозяйством в зоне рискованного земледелия?

– Я и мои единомышленники занялись овощеводством, потому что это нужно жителям республики. Я вношу небольшую лепту в экономику Бурятии. По большому счету  я помогаю селу,  моей малой родине, и сегодня по моим стопам пошли многие бизнесмены. И в этом я вижу перспективу.

Сегодня тренеры Сергея Мироновича гордятся, что их ученик, депутат парламента республики оправдывает надежды своих избирателей, делает все от него зависящее, чтобы помогать своим землякам, оказывает помощь всем, кто в ней нуждается. Ведь не зря же земляки называют Пашинского поистине народным депутатом.  Наставники Сергея Мироновича  рады, что их ученик  строит социально ориентированный бизнес. Они знают: на протяжении всей жизни именитого джидинца сопровождает мечта. Она как крылья несет его по жизни. Раньше Сергей Пашинский мечтал стать мастером спорта, взлететь на заоблачные спортивные вершины. А сегодня он мечтает, чтобы на спортивном небосклоне зажглась новая звезда. И не просто этого желает, а реально, на деле  помогает перспективным  джидинцам  подняться  на спортивный Олимп.

Баясхалан Дабаин.

На снимке: С.М. Пашинский с первым тренером А.М. Цагановым.

 

Комментарии